Свадебные традиции на Руси + Акция!!!

ресторан Добрыня

В преддверии начала свадебного сезона.

В июне — Ресторан Добрыня объявляет скидки для молодоженов:

Пятница — 15% скидка

Суббота  — Торт или Чайный стол в подарок!

Воскресенье — 20% скидка

СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ НА РУСИ

800px-Крестьянская_свадьба_в_Тамбовской_губернииРоссия – это самая большая в мире страна, многонациональная, многокультурная, собравшая в себе традиции сотни народностей. И совсем неудивительно то, что каждый народ старался следовать тем обычаям, которые были присущи их земле. В славянской истории даже есть отрезок, в котором нормальным было многоженство и многомужество. Где-то практиковался «пробный» брак – это когда невеста жила с женихом до свадьбы, и свадьба проводилась лишь тогда, когда у пары появлялся первенец. Если совместная жизнь оказывалась неудачной, то невесте по возвращении домой родители готовили вознаграждение.

На Руси женить начинали рано — уже с 12 лет. Девушку, не вышедшую замуж до 20 лет называли «вековухой», а жениха — «бобылем». Вполне нормальным считалось то, что жених с невестой до свадьбы были не знакомы или вовсе друг друга не видели. Решение о свадьбе принималось родителями жениха и сообщалось ему об этом незадолго до торжеств. Правда, такой обычай существовал не везде. В некоторых районах страны жених мог найти невесту сам, но обязательно должен был получить одобрение от главы семейства. Бывали и случаи, когда свадьба инициировалась семьей невесты. Тогда в дом жениха засылался близкий человек. Если родители жениха были согласны, то все проходило в обычном порядке. И порядок этот всегда начинался со сватовства.

Сватовство – это обряд и еще до того, как сваты приезжали в дом невесты, у обеих сторон уже была договоренность. Сваты, обычно — это отец и мать жениха, приезжали в дом к невесте с угощениями — вином, пивом и рыбным пирогом. Отец невесты, прежде чем согласиться, должен был несколько раз отказать. Беседа во время сватовста могла состоять из обрядового текста. Он проговаривался с целью уберечься от злых духов.

"Сваты", Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко

«Сваты», Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко

Следующим подготовительным этапом к свадьбе были смотрины. Через несколько дней после сватовства родители невесты приезжали в дом жениха и осматривали хозяйство. Смотрели на количества скота, одежды, посуды, хлеба. Бывало так, что после осмотра родителям жениха отказывали, чтобы уберечь свое чадо от неблагополучной жизни. Если же ответ был положительным, то назначалась дата публичной помолвки – сговора.

Сговор в разное время и в разных местах назывался по-разному, еще его называли «рукобитие», «заручины», «помолвка», «запоруки», «своды».  На процессе присутствовали не только родители, но и родственники с соседями. После обсуждения подписывалась бумага, в которой указывались все подробности свадебного торжества и описывалось приданое невесты. В приданое обычно входили ее вещи и домашняя утварь. Состоятельные родители к приданому добавляли денег, крепостных и недвижимость. Бедным родителям более состоятельная, как правило, семья мужа передавала деньги для приданого, чтобы таким образом создать его видимость.

Шибанов Михаил. Празднество свадебного договора. 1777г.

Шибанов Михаил. Празднество свадебного договора. 1777г.

Перед свадьбой обязательно проходил мальчишник и девичник. На мальчишник приходили друзья жениха. Они ходили по домам, рассказывая о предстоящем празднике, дарили подарки и зазывали на торжество. Именно поэтому их называли «зватыми». На девичнике подружки невесты заговаривали злых духов и пели песни. Сама невеста сильно волновалась из-за того, что ей предстояло жить на чужой земле. Она прощалась с родителями и причитала, они, в свою очередь, старались ее успокоить.

Корзухин Алексей Иванович, Девичник (1889)

Корзухин Алексей Иванович, Девичник (1889)

Когда наступал обряд венчания, жених должен был держать невесту за руку на протяжении всей церемонии. Они приносили в церковь хлебное вино, который священник давал испить молодоженам 3 раза. На третий раз жених разбивал бокал об пол и топтал его ногами. Потом жених с невестой не спешили праздновать, а расходились по своим домам, где каждый обедал со своей семьей.

После последних родительских благословений, жених отправлялся в дом к невесте. И с этого момента начинались свадебные игры. Раньше свадьбы длились не 2, а 3 дня, а некоторые из них шли целую неделю. И прежде всего жених за свою невесту должен был оплатить выкуп, после чего хлестал жену плетью, чтобы та его отныне слушалась.

К. Трутовский Свадебный выкуп. 1881 г. Киевский государственный музей украинского искусства.

К. Трутовский Свадебный выкуп. 1881 г. Киевский государственный музей украинского искусства.

После выкупа праздник проводился обычно в доме жениха. Свадьбы проходили шумно и весело – с танцами, песнями, играми. И, конечно, главное действие происходило за свадебным столом. Свадебная трапеза начиналась с супа – это могла быть лапша с курицей, щи или борщ. Затем подавалось жаркое или несколько его видов.

Маковский Константин Егорович Боярский свадебный пир в xvii веке 1883

Маковский Константин Егорович Боярский свадебный пир в xvii веке 1883

На некоторых свадьбах друг жениха забирал со стола последний вид жаркого, заворачивая его в полотенце. Это блюдо жених с невестой ели вечером, за отдельным накрытым столом. Иногда, это действие происходила в чулане. По существующим тогда верованиям в некоторых местах, в первую ночь дом, где проходила свадьба, наполнялся нечистыми силами, поэтому муж с женой спали за его территорией – в сеннике.

Одно из главных мест на свадебном столе занимал каравай или курник. Его еще называли «царем» стола. В зависимости от благосостояния семьи, его делали из пшеничной мяса, рыбы или овощей с грибами. По одной из традиций, курник разламывали над головами молодоженов, и количество упавшей на них пшеничной крупы символизировало их достаток в будущем.

Вечером или ночью совершалось, так называемое, «укладывание молодых». Сваха стелила постель, которую жених должен был выкупить. Утром молодых будили и проверяли признаки «чистоты» невесты. Обычно гостям демонстрировалась простыня с брачного ложа. В других местах проводились специальные обряды, в которых жених, надкусывая блины, пирог или яичницу с края или с середины, отвечал на вопросы. «Лёд ломал или грязь топтал?» Родителей «неблагочестивой» невесты осмеивали: замазывали ворота их дома дегтем, навешивали на шею хомут. По существующим тогда верованиям в некоторых местах, в первую ночь дом, где проходила свадьба, наполнялся нечистыми силами, поэтому муж с женой спали за его территорией – в сеннике.

Второй день, который назывался «пирожным» сопровождался обрядовыми действиями со стороны невесты. Она показывала свои кулинарные умения: пекла пироги, накрывала на стол и потчевала гостей. Муж же ей в этом всячески помогал: носил воду, колол дрова. Один из свадебных обрядов — «поиски ярочки», заключался в том, что невеста пряталась в доме, а жених должен был её найти. Еще проводились такие обряды, как: хождение «молодухи» за водой, разбрасывание в доме различных предметов — молодая должна была тщательно вымести пол.

В последний день молодые отправлялись к родственникам невесты. Тут, уже теща угощала молодоженов различными кушаньями. На столе обязательно стоял горшок с маслом, жареный поросенок, блины, яичница. Еще один важный обряд — «хлибины», или «яишня». По нему жених должен был выкупить приготовленную тещей еду.

Примерно так проходила старинная русская свадьба. Многие традиции до сих пор можно наблюдать в праздновании современных свадеб – это и помолвка, и выкуп, и девичник с мальчишником. Все эти обряды наполняют свадьбы особой символикой и духом старины.